Конькобежные коньки, описание, виды коньков, фото

Общее определение

 

Конькобежные коньки - это коньки для конькобежного спорта. К счастью здесь всё логично и понятно, но что бы в дальнейшем не было путаницы, следует сразу определиться с терминами. Конькобежный спорт или более правильное название скоростное катание на коньках (англ. Speed Skating, дословно: скоростное катание)  —олимпийский вид спорта, один из самых старейших зимних видов спорта, в котором спортсмены соревнуются в преодолении дистанции на коньках по овальному замкнутому кругу длиной 400 метров. Вполне обычной практикой стало название данного вида спорта по английский спидскейтинг, но тут можно перепутать со скоростным бегом на роликах, который по английский называется Inline Speed Skating и в обиходе слово Inline часто опускается. Так же есть ещё один вариант названия данного вида спорта, а именно Long Skating или Longtrack (перевод: длинный трек), для того что бы отличить от такого вида спорта как Шорт-трек (англ. Shorttrack, перевод: короткий трек), где соревнования так же проходят на скорость на льду, но по другим правилам и на стадионе меньшего размера.

 

Далее мы будем в основном говорить именно о коньках для классического скоростного катания (Speed Skating, Longtrack) ссылаясь на другие виды коньков, для сравнения.

 

«Клáпы» (англ. Clap Skate) коньки клапы с лезвием на шарнире— представляют из себя низкий ботинок из многослойного углеволокна (карбон) или стекловолокна, отделанный тонкой кожей или искусственный материалом, к которому крепится съёмная система лезвий с шарниром в передней части и свободной подпружиненной задней частью. Отличаются от остальных видов коньков бóьшей длинной лезвия, бóльшим радиусом скругления лезвия, а самое главное тем, что это единственные коньки с подвижным лезвием. Своё официальное название «клап» (англ. clap skate) коньки получили за характерный звук, который издаёт лезвие, когда после толчка спортсмена пружина возвращает его обратно к ботинку. 

В настоящее время это единственный вид коньков на которых проводятся все виды профессиональных конькобежных соревнований. И когда сейчас мы говорим о конькобежных коньках мы подразумеваем именно клапы.

Основная суть преимущества подвижного лезвия заключается в том, что оно позволяет значительно увеличить длину  толчка конькобежца, позволяя доталкиваться всем лезвием при полном контакте лезвия со льдом тогда, когда нога уже почти полностью выпрямлена в толчке и стопа расположена уже не горизонтально, а под большим углом (см. фото). Строение человеческих суставов не позволяет сгибать стопу параллельно голени, в то время как лезвие, подвешенное на шарнире в районе пальцев ноги, может оставаться полностью прижатым ко льду при сильно наклонённом вперёд положении голени.

Такое расположение лезвия существенно увеличило активную фазу толчка, что привело к общему увеличению эффективности бега. Смотри так же другие фото поясняющие работу коньков клапов. Так же, благодаря не жёстко расположенному лезвию коньки стали прощать много мелких огрехов в технике спортсмена, давая им больше возможности сосредоточиться на главных моментах правильного катания.

 

Ботинки коньков.

 

Конструктивно, все клапы устроены одинаково, разница лишь в некоторых методах реализации. Сами коньки это скорее набор, состоящий двух частей: ботинки и система лезвий. У большинства производителей система лезвий крепиться к ботинкам всего на два тонких винта и посадочные размеры этих винтов идентичны, так что обычной практикой стало установка системы лезвий одного производителя на ботинки другого производителя.

Ботинки и лезвия так же продаются обычно по отдельности, что позволяет укомплектовать ботинки одного сезона лезвиями другого года выпуска. Вся установка и снятие производиться одним длинным шестигранным ключом и занимает несколько минут.

Ботинки являются универсальными и после снятия системы лезвий можно установить на них же роликовую платформу 5х84 или 4х100. Таким образом ботинки коньков и роликов универсальны и для того что бы иметь полный комплект на круглый год, достаточно одних ботинок.

Форма ботинок очень низкая и рассчитана на интенсивную работу голеностопа в плоскости вперёд-назад. Сзади, в районе пятки, ботинок настолько низкий, что ахилесово сухожилие остаётся открытым. Это позволяет ему свободно двигаться при резких и мощных толчках спортсмена, без опасения его заблокировать и повредить. Низ ботинка, а именно вся подошва и пятка выполнены из карбона (углеволокна) и стекловолокна. Кроме того, в подошве, в местах крепления винтов, в карбоне присутствуют металлические вставки, для того, что бы крепящий лезвие болт не сломал подошву.

Верх ботинка выполнен из термоформируемого пластика, снаружи всё, кроме пятки, обшито тонкой высококачественной (телячьей) кожей, изнутри так же обшито всё гладкой кожей. Одеваются коньки обычно на тонкий носок (Coolmax, шёлк) и плотно облегают стопу. Для того что бы сформировать ботинок именно под вашу стопу необходимо нагреть его до температуры 60-70 °С, например в сауне, тогда верхняя часть ботинка станет пластичной, одеть с носком, зашнуровать и руками придать форму ботинку по стопе, проминая все костяшки и суставы. В результате вы получаете персональные анатомические ботинки, рассчитанные именно под вашу анатомию. Конькобежные ботинки продаются обычно в виде узких заготовок, требующих первоначальной термоформировки под стопу. Обычно это делается только один раз, но иногда можно сформировать ботинки повторно. Профессионалы катаются в ботинках изначально сформированных под собственную стопу по анатомическим слепкам ноги. Это позволяет ещё на заводе, придать необходимую форму ботинкам, более точно подстраиваясь под все анатомические особенности ноги спортсмена. Такие индивидуальные ботинки формируются под конкретный заказ и называются Custom Made (англ. изготавливаемый на заказ) или в обиходе «слéпки».

Бока ботинок гораздо выше задника и закрывают костяшки щиколотки, что позволяет стоять в них уже не прилагая неестественных усилий. Такие ботинки, после термоформировки плотно облегают костяшки ноги с боков и при этом являются очень жёсткими. таким образом решается основная проблема с постановкой стопы и её заваливанием в стороны у неопытных спортсменов, а профессионалы больше времени уделяют более точной координации стопы.


 

Лезвия коньков.

 

лезвия конькобежных коньков

Лезвия изготавливаются из высококачественной углеродистой стали. Толщина лезвия обычно составляет 1,0-1,2 мм. Это намного тоньше, чем у фигурных или хоккейных коньков и в этом и заключается одна из основных особенностей конькобежных коньков, дающая им гораздо меньшее сопротивления скольжения чем у любых других. Опора лезвия, его несущая конструкция изготавливается из полых стальных элементов или из алюминиевых сплавов. Высококачественная сталь, из которой изготовлены лезвия, подвержена коррозии, поэтому после каждого катания, сразу же необходимо насухо протирать лезвия. Для защиты от коррозии лезвия покрывают краской, никелируют, хромируют или даже покрывают амальгамой из благородных металлов вплоть до золота и серебра. Не покрытыми остаётся низ лезвия высотой около 1 см. Связано это с тем, что при заточке коньков данная область всё равно будет сточена бруском.

Рабочая поверхность лезвия имеет радиус скругления вдоль плоскости, так же как и у других коньков, только радиус этот значительно больше, чем у других типов и составляет около 20-22 метров.

Заточка коньков делается таким образом, что бы рабочая поверхность лезвия представляла из себя абсолютно гладкую плоскость с прямым углом к стенке лезвия. Рабочими являются оба ребра. Точат коньки вручную на специальных станках, в которых оба конька закрепляются лезвиями вверх параллельно друг другу. Заточка производится вначале одним широким бруском, для того что бы сформировать ровную кромку с углом 90 градусов, после чего более тонким бруском для шлифовки плоскости лезвий до зеркального состояния.

Не допускается никаких заусенец, неровных краёв, а так же любых подозрений на канавку в лезвии, т.к. это приводит к резкому увеличению сопротивления при движении лезвия конька по льду. В хоккейных и фигурных коньках наоборот, очень толстое лезвие затачивается под канавку, с радиусом 10-15 мм, образуя две острые режущие кромки. Всё это делается потому, что в хоккее и фигурном катании скорость катания совершенно не важна, а важно надёжное сцепление со льдом при всех манёврах и пируэтах. Лезвие же конькобежного конька скользит по поверхности льда, а не режет его.

прямая пружина MapleВ качестве шарнира в лезвиях применяется чаще всего промподшипник, которого обычно хватает на весь срок службы коньков. Конструкция возвратной пружины у различных производителей различна. Так например голандская компания Viking применяет свёрнутую пружину работающую на скручивание, которая устанавливается вокруг подшипника. Компания Maple использует в качестве возвратной, пружину работающую на растяжение.

Явных преимуществ того или иного вида возвратных пружин нет, просто разный конструктив. В обоих случаях пружина является расходным материалом и требует периодической замены при поломках. Желательно иметь небольшой запас пружин, особенно если вы много тренируетесь и часто выступаете на соревнованиях. пружина коньков VikingПружины могут подразделяться на спринтерские и стаерские. Первые более жёсткие и резче возвращают лезвие конька назад. У стаеров движения более плавные и раскатистые, поэтому желательно что бы пружина не звенела лезвием по пяткам, а возвращалась чуть более плавно. У коньков Maple есть возможность регулировать натяжение существующей пружины, перенося точку крепления на системе, у коньков Viking сами пружины различаются по жёсткости. 


 

 

Коньки до появления клапов.


До середины 90-х годов прошлого века конькобежные коньки имели жёстко зафиксированное к ботинку лезвие, так же как и у всех остальных видов коньков. Сейчас подобные коньки применяются только для обучения детей основам движения на коньках. Лезвие таких коньков крепиться к кожаному ботинку с жёсткой подошвой на металлические заклёпки.

Основные недостатки старых конькобежных коньков — это постоянное задирание носком конька поверхности льда в конце толчка ноги. Так же, поскольку ботинки старых коньков изготавливались из кожи, невозможно было сделать их одновременно достаточно низкими, что бы голеностоп не испытывал затруднения при движении и достаточно жёсткими, что бы не было завалов в стороны.

 

Другие виды коньков.

 

Коньки для шорт-трека — коньки для участия в соревнованиях по шорт-треку, спортивной дисциплине, родственной конькобежному спорту. В отличии от конькобежных коньков клапов эти коньки имеют неподвижное, жёстко зафиксированное более короткое лезвие, установленное на ботинок с некоторым смещением в сторону, для более быстрого прохождения поворотов на маленьком круге. Материал самого ботинка у шорт-трековых коньков зачастую идентичен клапам, но форма сильно отличается и рассчитана на более агрессивное прохождение поворотов. Относительно клапов эти коньки имееют большую высоту лезвия, что бы исключить задевание ботинком льда при сильном крене в повороте.

 

Роликовые коньки (Inline Speed Skating) — собственно не ледовые коньки, но наиболее близкие по технике катания. Представляют из себя те же самые конькобежные ботинки с установленной роликовой платформой. В настоящее время применяются платформы для установки 5 колёс по 84 мм (5х84) либо 4 колес по 100 мм (4х100). Первый стандарт больше используется в тренировочном процессе конькобежцев, т.к. наиболее близко имитирует ледовые коньки. Второй же набирает всё большую популярность в роликовых соревнования, т.к. позволяет развить большую скорость. В настоящее время в соревнованиях по скоростному бегу на роликах стандарт 4x100 практически полностью вытеснил стандарт 5x84, а с недавнего времени появился ещё один стандарт 4x110 .

Ботинки обычных ледовых конькобежных коньков клапов большинства производителей позволяют устанавливать на них платформу 5x84 или 4x100, но у некоторых производителей роликового снаряжения существуют свои стандарты крепления платформы к ботинкам на 3 посадочные точки, а не на 2 как остальных. В этом случае система ботинки+платформа становится уникальной в пределах только этого производителя.

 

смотри так же:

 


http://speed-skater.ru - Макс Васильев - 2010. Все фото автора